Религиозное образование и катехизация

Катехизация (от греч. слова катехизис – κατήχησις – поучение, наставление) – наставление новоначальных в христианской вере. Катехизация – это обучение истинам православной веры и чину церковной жизни. Целью катехизации является воцерковление – приобщение людей к христианской богоугодной жизни. Посылая в мир Апостолов, Господь в их лице сказал всем делателям на Его ниве: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28.19). Эти слова Спасителя являются незыблемым основанием и руководством для миссии и катехизации в Церкви.

В катехизации можно выделить несколько взаимодополняющих её разделов:

а) приобщение оглашаемых лиц, готовящихся к сознательному принятию Крещения, к христианскому вероучительному знанию;

б) приобщение к опыту церковной жизни (молитвенно-евхаристическая жизнь, духовное руководство, пост, духовное чтение, милостыня);

в) деятельная общинноустроительная жизнь на Церковном приходе;

г) собственная духовно-нравственная жизнь в церковном укладе. Понятие «катехизация» по своему смыслу близко к понятию «оглашение». Его часто используют как синоним оглашения. Однако сегодня смысл катехизации значительно шире, чем смысл катехумената или оглашения в древней Церкви, где практика наставления в вере имела определенные особенности, вытекающие из исторического положения Церкви:

В тоже время современная практика катехизации сохраняет преемственность с практикой оглашения в древней Церкви, ибо служит одним и тем же задачам научения в вере. Поэтому современную практику катехизации можно рассматривать как оглашение в иной исторической ситуации. Относятся к массовым формам катехизации следующие: а) катехизация перед крещением; б) просвещение после крещения; в) катехизация крещенных ранее, но не воцерковленных; г) систематические православные беседы в приходах; д) лектории и систематические лекции; е) эпизодические встречи и лекции.

Оглашение — это краткое изложение основ христианской веры, изначально предназначенное для людей, готовящихся к принятию Таинства Святого Крещения.Термин «огласительные беседы» происходит от слова «голос»: «придать огласке», «огласить». Этим термином в Церкви называются такие беседы, в которых раскрывается содержание православного вероучения о Боге и Церкви, разъясняется суть и смысл Православной веры, обязанности христианина и многое другое. Огласительные беседы (или иначе – «оглашения») в древности проводились с людьми, желающими принять таинство Крещения. Подготовка к Крещению длилась несколько месяцев, а иногда и лет! В то время Крещение людей было событием общецерковным и совершалось с большим торжеством всего лишь несколько раз в году – на Рождество, Пасху и Троицу. Все желающие заранее записывались в определенные списки и с этого времени назывались «оглашенными».

После переворота 1917 года новая власть разворачивает открытые и кровавые гонения на всех инакомыслящих, и в особенности на Церковь. Если человек приходил в храм креститься в советское время – это был уже подвиг, и по одной только этой причине ему не отказывалось в Крещении. Огласительной практики в советские годы не существовало – она была просто физически невозможна. И в результате через несколько десятилетий наш народ утратил представление о содержании Православной веры, о традициях и обрядах Церкви, утерял навык проживания веры в быту; зато привык к мысли: для того чтобы креститься, достаточно просто прийти в храм. Но теперь это совсем не так. Необходимость подготовки к Крещению – это вовсе не нововведение, а возрождение обычного положения дел в Церкви1.

Если вернуться к истории, то требование обязательной подготовки к Крещению закреплено в решениях Вселенских Соборов. Второе правило 1 Вселенского Собора гласит: «…и оглашенному потребно время и до крещения дальнейшее испытание». 46 правило Лаодикийского Собора требует не просто обучать людей вере, но и постоянно проверять, правильно ли они ее усваивают: «Крещаемым должно изучать веру и в пятый день седмицы давати ответ епископу или пресвитерам». И сегодня не подвергается сомнению необходимость оглашения перед Крещением всех взрослых, а также нецерковных родителей и крестных перед Крещением детей. 27 декабря 2011 года на заседании Священного синода РПЦ было утверждено положение «О религиозном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», в котором однозначно говорится: «Недопустимо совершение Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве».

Основные задачи катехизации сводятся к тому, чтобы помочь человеку в:

а) обретении Евангелия как ориентира и Книги Жизни; принятии в свете Евангелия Предания Православной Церкви, идущего от апостольских времен;

б) формировании христианского мировоззрения, основанного на Священном Писании и догматических основах Православия, явленных прежде всего в Символе веры;

в) приобщении к Церкви как Телу Христову, частями которого является каждый из ее членов, а единственной Главой (ср. Еф. 4. 15) и посредником между Богом и людьми (ср. 1 Тим. 2. 5) — Господь Иисус Христос.

г) осознании Евхаристии центром и отправной точкой христианской жизни и любого церковного служения, приобщении к евхаристической жизни общины;

д) вхождении новообращенного христианина в христианскую общину, собранную вокруг Евхристической чаши;

е) личной духовной жизни;

ж) знакомстве с каноническими и дисциплинарными нормами церковной жизни;

з) принятии иерархического и административного устройства Церкви;

и) обретении своего места и служения в Церкви, осознании степени личной ответственности за Церковь.

Плодами катехизации являются обретение христианского мировоззрения и сознательное вхождение в жизнь Церкви, участие в ее Таинствах и прежде всего – в святой Евхаристии. Важнейшим критерием церковности является активная духовная и нравственная жизнь (ср.: Иак. 4. 17, Гал. 5. 22-23), молитва и дела любви: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?» (Иак. 3. 19-20).

Основными направлениями катехизической деятельности на приходе являются:

— оглашение (подготовка людей, уверовавших в Бога, к Таинству Крещения),

— пастырская деятельность по подготовке прихожан к участию в Таинствах, проповедь Слова Божия,

— совершенствование пения и чтения на богослужении и разъяснение его содержания,

— систематическая духовно-просветительская работа с прихожанами (в т.ч. воскресная школа для взрослых, беседы, приходская библиотека, регулярные паломничества и др.),

— православное воспитание и образование детей, подростков и членов их семей (преимущественно через церковно-приходскую воскресную школу),

— приходское консультирование по вопросам православной веры и церковной жизни,

— катехизация в процессе социального служения (в больницах, тюрьмах, детских домах и т.п.).

Ответственность за организацию и осуществление катехизической деятельности в приходе лежит на настоятеле. Для эффективного развития этой деятельности настоятелям следует иметь помощника на должности педагога-катехизатора в штатном расписании прихода (Определение Архиерейского собора 2004 г. «О вопросах внутренней жизни РПЦ» п.10, Постановления Архиерейского совещания 2 февраля 2010 г., п.1.8). Такой сотрудник должен быть аттестован в епархиальном отделе религиозного образования и катехизации.

Какие формы катехизации и направления работы по религиозному обучению и оглашению представлены в Кинельской Епархии?

Значительный вклад в дело воцерковления и религиозного образования вносят Воскресные школы, которые появились в той или иной форме в приходах Русской Православной Церкви МП, включая Кинельскую Епархию. С учетом небольшого срока их деятельности в работе многих из них существует немало проблем, как организационного, так и методического характера. По состоянию на 01.01.2015 года в Епархии функционируют Воскресные школы для детей при 26 храмах, причем 25 школ относятся по типу к учебно-воспитательным группам и лишь одна – к воскресным школам, не имеющим статуса юридического лица. В них трудятся 73 преподавателя, в том числе 56 учителей и 17 священнослужителей. 46 педагогов из 56 (82%) имеют высшее образование. 23 преподавателя не соответствуют требованиям к педагогическим кадрам по образованию и курсовой подготовке.

Обучением охвачено 594 ребенка и подростка: до 7 лет (дошкольная ступень) – 117 человек, с 12 до 16 лет (начальная ступень) – 264, с 12 до 16 (основная ступень) – 213 человек. 13 Воскресных школ размещаются в собственных зданиях, остальные 13 или арендуют помещения, или находятся при храмах.

В своей работе преподаватели используют следующие программы и учебные пособия: «Закон Божий» — Слободской, Катехизис, программа

«Музыка в школе», «Библия для детей» (прот.Александр Соколов), уроки для Воскресной школы – Верниковская, учебная программа курса «Основы православной культуры» (СИПКРО), «Детям о православии», «Кириллица», «Пособие для маленьких», «Школа дошкольников», развитие эмоций дошкольников, базовый курс английского языка по общеобразовательным дисциплинам с интеграцией элементов православия, презентации на библейские темы, мультфильмы, пособия по музыкальной грамотности и др. В 20 школах программы имеются, а в 6 — находятся в стадии разработки.

На базе Воскресных школ организована работа 20 различных кружков: индивидуальное и хоровое пение; развитие музыкальных способностей; рисование, вязание; музыкальный кружок «Колокольчик»; «Уроки Закона Божьего»; «Уроки музыки»; «Умелые руки»; молодежное объединение «Путь к вере»; драматический кружок и др.

Три Воскресных школы для взрослых работают в двух Благочиниях: в Южном Кинельском – при храме Архангела Михаила с.Маломалышевка и при храме Георгия Победеносца г.Кинель; в Большечерниговском – при храме в четь Покрова Божией Матери с.Б.Черниговка. В Красноармейском благочинии завершается работа по открытию Дистанционной Воскресной школы для взрослых.

В Чапаевском благочинии при Никольском Соборе работают катехизаторские курсы для взрослых. Их посещают 30 человек. В Кинельском Северном благочинии функционируют 3 кружка (библейские, Евангельские) с охватом 25 человек.

Огласительные беседы перед крещением со взрослыми и детьми старше 7 лет, родителями и восприемниками младенцев проводятся в 32 храмах. Одна беседа — в 9 храмах, две — в 17, 3-5 бесед – в 6 храмах. Минимальный срок оглашения – одна неделя. За 2014 год Таинство Крещения приняли 1704 человека, из которых 168 взрослых и 1536 детей.

Церковных образовательных приютов на территории Епархии нет.

В всех 14 благочиниях есть помощники благочинных по религиозному образованию и катехизации, чья должностная инструкция утверждена 13.08.2013 года Епископом Кинельским и Безенчукским Софронием. 7 помощников имеют специальное образование, двое учатся, чтобы получить такое образование. И еще 7 помощников имеют высшее образование, но в основном педагогическое или психологическое.

Катехизация перед Таинством Крещения проводится: в 19 приходах 1 беседа, в 4 приходах – 2 и более. За 2014 год количество венчанных пар в Епархии составило 97.

Служба приходского консультирования создана в 25 приходах; общее количество консультантов составляет в Епархии 40 человек. В 9 приходах оформлены информационно-просветительские стенды, а в 12 – распространяются катехизические листки, памятки, брошюры.

Занятия по повышению уровня церковной грамотности сотрудников храмов проводятся в двух благочиниях: Чапаевском – в двух храмах и Кинельском – в четырех храмах. Общее количество слушателей составило за год 82 человека. Обучение силами семи преподавателей и священнослужителей проводилось в форме семинаров, коллективных и индивидуальных занятий, личных бесед.

Перейти к верхней панели