Оглашение. СОХРАНЯЯ И РАЗВИВАЯ ТРАДИЦИИ

Оглашение. СОХРАНЯЯ И РАЗВИВАЯ ТРАДИЦИИ

Если Вы решили принять Таинство Крещения или покрестить своего ребенка

«Итак, идите, научите все народы ,

крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа…»

(Евангелие от Матфея 28:19)

Для желающих принять Таинство Крещения в соответствии с решением епархиального совета и по благословению епископа Кинельского и Безенчукского Софрония вводится следующий порядок совершения Крещения во всех храмах Кинельской епархии:

  1. Крещение взрослых осуществляется только после специальной подготовки.
  2. Крещение детей осуществляется только после прохождения соответствующей подготовки их родными и будущими крестными родителями.
  3. Без предварительной подготовки Крещение как взросл, так и детей может быть совершено в исключительных случаях. Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве.
  4. Подготовка к Крещению включает в себя:

— Цикл огласительных бесед, групповых занятий или   индивидуальных бесед со священником;

— Чтение Евангелия;

— Знакомство с Православным Символом Веры;

— Исповедально-доверительную беседу со священником (для взрослых).

         Решение епархиального совета  Кинельской Епархии РПЦ МП означает, что принять таинство Крещения невозможно без специальной подготовки. которая включает в себя огласительные беседы. Что же это такое?

Термин «огласительные беседы» происходит от слова «голос»: «придать огласке», «огласить». Этим термином в Церкви называются такие беседы, в которых раскрывается содержание православного вероучения о Боге и Церкви, разъясняется суть и смысл Православной веры, обязанности христианина и многое другое. Крещение – это ответственный выбор в жизни, и его надо делать с открытыми глазами. Иногда человек крестится и не знает, во что крестится, не посвящен в элементарные вопросы церковной жизни.

 Огласительные беседы (или иначе – «оглашения») в древности проводились с людьми, желающими принять таинство Крещения. Подготовка к Крещению длилась несколько месяцев, а иногда и лет! В то время Крещение людей было событием общецерковным и совершалось с большим торжеством всего лишь несколько раз в году – на Рождество, Пасху и Троицу. Все желающие заранее записывались в определенные списки и с этого времени назывались «оглашенными».

Кроме огласительных бесед, подготовка к Крещению включала в себя усиленную молитву, посещение богослужений, пост. Помимо общих для всех богослужений, оглашенные посещали специальные службы, на которых последовательно читалось Священное Писание и произносились проповеди, призванные уточнить смысл услышанного. Этому уделялось большое внимание, поскольку христиане как минимум должны знать основные события Библейской истории.  В определенное время все оглашенные сдавали специальный экзамен. Если человек испытания не выдерживал, то не допускался до Крещения, и оно откладывалось на другое время.

Еще одним важным условием для Крещения было наличие «поручителя» – христианина, который засвидетельствует перед Церковью о том, что оглашенный живет по-христиански; в противном случае Крещение тоже откладывалось, но теперь уже до покаяния и исправления оглашенного. В последующем этот поручитель становился восприемником (т.е. крестным).

Восприемник (или крестный) является свидетелем и поручителем за серьезность намерения и за правую веру крещаемого. На него возлагается обязанность заботиться о духовном и нравственном воспитании крестника. В случае необходимости восприемник должен оказывать покровительство своим крестникам и даже брать их на свое попечение.

 В древней Церкви преобладающим было Крещение взрослых, а поскольку в те времена крестились обнаженными, то в Крещении принимал участие только один восприемник одинакового пола с крещаемым – либо крестный отец, либо крестная мать. Вот вам и ответ на вопрос: «Можно ли крестить ребенка, если есть только один крестный?» Но впоследствии в Крещении, которое, по учению Церкви, является духовным рождением человека, по аналогии с рождением плотским, стали участвовать одновременно и восприемник, и восприемница. Этот обычай легко вошел в жизнь Церкви еще и потому, что со временем по преимуществу стали крестить младенцев. Крещение же взрослых постепенно становилось все более редким явлением, и вместе с ним отходила на второй план практика огласительных бесед – необходимость в оглашении отпадала, ведь младенцу объяснять что-то еще рано, а родители и крестные сами были христианами, воспитанными в традициях и обычаях Церковных, хорошо знавшими и события Священной Библейской истории, и обязанности христианина, разбиравшимися в богослужении и имевшими большую молитвенную практику. Именно от своих родных и крестных родителей ребенок учился вере и церковному благочестию. Таким образом, огласительная практика Церкви постепенно в большей мере стала восприниматься, как забота восприемников – крестных отца и матери. В Русской Православной Церкви такое положение дел существовало вплоть до XX века.

        После переворота 1917 года новая власть разворачивает открытые и кровавые гонения на всех инакомыслящих, и в особенности на Церковь. Если человек приходил в храм креститься в советское время – это был уже подвиг, и по одной только этой причине ему не отказывалось в Крещении. Огласительной практики в советские годы не существовало – она была просто физически невозможна. И в результате через несколько десятилетий наш народ утратил представление о содержании Православной веры, о традициях и обрядах Церкви, утерял навык проживания веры в быту; зато привык к мысли: для того чтобы креститься, достаточно просто прийти в храм. Но теперь, как видим, это совсем не так.  Необходимость подготовки к Крещению – это вовсе не нововведение, как думают некоторые, а возрождение обычного положения дел в Церкви. Изменилась ситуация, изменились условия, и пришло время обратиться к опыту огласительной практики древней Церкви.

Если вернуться к истории, то требование обязательной подготовки к Крещению закреплено в решениях Вселенских Соборов. Второе правило 1 Вселенского Собора гласит: «…и оглашенному потребно время и до крещения дальнейшее испытание». 46 правило Лаодикийского Собора требует не просто обучать людей вере, но и постоянно проверять, правильно ли они ее усваивают: «Крещаемым должно изучать веру и в пятый день седмицы давати ответ епископу или пресвитерам».  И сегодня не подвергается сомнению необходимость оглашения перед Крещением всех взрослых, а также нецерковных родителей и крестных перед  Крещением детей. 27 декабря 2011 года на заседании Священного синода РПЦ было утверждено положение «О религиозном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», в котором однозначно говорится: «Недопустимо совершение Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве».

В настоящее время отделом образования и катехизации Кинельской епархии РПЦ МП разработан комплект методических пособий по подготовке к Крещению.  Все желающие могут ознакомиться с ними на сайте (voskresnaya.ru).

Очень хочется надеяться, что возрожденные требования к подготовке принятия Таинства Крещения будут правильно поняты и приняты населением (общественностью).

                                                                                                                                                          Протоиерей Андрей Федосов,

                                                                                                                                                           руководитель отдела образования

                                                                                                                                                           и катехизации Кинельской епархии

                                                                                                                                                            РПЦ МП.

 

 

(73)