«Цели, задачи и организация деятельности районного методического объединения учителей ОРКСЭ и ОРПК и роль в этой работе священнослужителей»

(Выступление методиста Воскресной школы по школьному образованию
Шухлинской Валентины на Епархиальном собрании,
посвящённом вопросам организации образования и
катехизации Кинельской епархии 19 сентября 2012 года)

Дорогой Владыко! Уважаемые отцы, настоятели храмов, уважаемые гости!

Татьяна Ивановна рассказала Вам о структуре районных отделов образования, что собой представляет учебный план, по которому занимаются обучающиеся, отметила, что с этого учебного года в 4 классе как обязательный предмет будет изучаться Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Он включает в себя 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Учащиеся по согласию родителей выбирают один из модулей (родители пишут заявление на имя директора школы). Образцы мы Вам дали.

Эта работа началась в Министерстве образования и науки, в СИПКРО (Самарский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования) в отделах образования и школах с февраля 2012 года. Модули выбрали, учителя обучены в СИПКРО. Учебники закуплены.

Имеются примерные программы по курсу. (Мы Вам их дали; показать, объяснить). Хочу обратить Ваше внимание на то, что все педагоги – светские люди, предмет особенный, сложный. В процессе преподавания у них обязательно появятся вопросы, касающиеся не только методики проведения, но и вопросы содержательного и смыслового характера. (С этим мы с отцом Андреем столкнулись, когда встретились с учителями в школах нашего района). Ответить на вопросы, помочь учителям разобраться сможете только Вы и никто больше. И сейчас я расскажу Вам как это сделать.

За методическую работу в отделе образования отвечают методисты ресурсного центра. Они должны создать районное методическое объединение учителей основ религиозных культур и светской этики с целью создания условий для совершенствования педагогического мастерства и выбрать руководителя методического объединения из числа опытных и авторитетных педагогов.

Работа районного методического объединения строится на основе Положения о районном методическом объединении педагогов курса «Основы религиозных культур и светской этики». Примерное Положение имеется. Мы Вам его раздали. На основе примерного составляется Положение для себя. Узнав всё это, с чего же Вам начать, уважаемые благочинные?

Смело идите к начальнику отдела образования и скажите ему: «Уважаемый Иван Петрович! Я знаю, что с этого учебного года в 4 классах в школах как обязательный предмет вводится комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики», создаются для учителей районные методические объединения. Я пришёл к Вам, чтобы помочь учителям в преподавании предмета. Посоветуйте мне, к кому мне обратиться у Вас в отделе. Начальник отдела образования познакомит Вас с методистом ресурсного центра. У него Вы спросите создано ли районное методическое объединение учителей Основ религиозных культур и светской этики, кто руководитель  районного методического объединения, возьмите его координаты и постарайтесь с ним встретиться.

Вы можете посоветовать методисту, если в каких-то школах уже ведётся предмет Основы православной культуры, то учителя тоже могут участвовать в работе методического объединения учителей Основ религиозных культур и светской этики.

Как организуется работа районного методического объединения.

  1. Работа МО планируется на год. В годовой план работы включается график проведения его заседаний. Мы составляем отдельно план работы и план заседаний. При составлении плана работы обязательно советуемся с отцом Андреем. Он участвует в каждом заседании МО. При встрече с методистами и руководителями МО поинтересуйтесь составлен ли план работы МО и график заседаний МО. Постарайтесь принять участие в его составлении. Поинтересуйтесь, какие вопросы интересуют учителей, какие вызывают наибольшие затруднения и включите их в план.
  2. В течение учебного года проводится 3-4 заседания РМО. Содержание заседаний предполагает теоретические вопросы, практические семинары, открытые уроки, внеклассные мероприятия.

Что относится к направлениям работы РМО:

  1. Создание необходимой учебно-материальной базы по предмету: Хорошо бы иметь кабинет, соответственно его оборудовать. Вы в этом можете помочь (советом и делом). Перечень наглядных пособий по ОПК имеется в программе и на нашем сайте. (У нас в районе во всех 12 школах  оборудованы совмещённые с другими предметами или отдельные кабинеты ОПК.) Татьяна Ивановна поддержала нас, директора школ и учителя ОПК. И огромную помощь, конечно, оказал Отец Андрей. В оборудованном кабинете, конечно, и эффективность преподавания и интерес у детей намного выше.
  2. Повышение квалификации педагогов.

Какие существуют формы повышения квалификации?

  1. Курсы повышения квалификации (СИПКРО – направляют, занимаются этим специальные ресурсные центры, Самарская духовная семинария).
  2. Семинары, занятия с учителями основ религиозных культур и светской этики, направленные на трактовку наиболее сложных для учителей понятий, богословских учений, чтение лекция для учителей. Все эти мероприятия можно включить в план РМО.
  3. Обмен опытом работы педагогов:

Как правило, заседания методического объединения проходят на базе школ, где учителя дают открытые уроки, показывают внеклассные мероприятия, обмениваются опытом работы по духовно-нравственному обучению и воспитанию детей. У нас проходят именно так, я думаю и в Ваших районных будет тоже так. (Если не будут использовать эту форму, вы посоветуете).

Вы представляете, чтобы дать открытый урок, они вынуждены будут обращаться к Вам. Учителя очень щепетильны и ответственны, чтобы не упасть лицом перед своими коллегами.

У нас практически все учителя ОПК дали открытые уроки, а некоторые несколько раз во всех 12-ти школах района. Ни один учитель не обошёлся без помощи отца Андрея.

Учителя могут участвовать в районных, окружных, областных, научно-практических конференциях, олимпиадах, Чтениях, где тоже представляют свой опыт работы по духовно-нравственному образованию и воспитанию учащихся. Что можно посоветовать Вам? Отделы образования, ресурсные Центры ежегодно составляют план работы. Вы придите в отдел образования и внесите предложение о проведении районного мероприятия по духовно-нравственной тематике. Но, прежде чем вносить это предложение Вы должны побывать во всех образовательных учреждениях района, изучить положение дел. Сказать начальнику: у нас в этой школе прекрасный кружок краеведения православной направленности, в другой школе хорошо ведут занятия и создана база, в третьей работа с семьёй и т.д. Надо провести районное мероприятие, чтобы другие школы поучились.

У нас в районе за последние 3-4 года прошло около 10 районных, окружных и областных мероприятий. Один пример приведу. В 2010 году прошла окружная открытая научно-практическая конференция по пробеме: «Формирование духовно-нравственных ценностей личности». В ней участвовало 8 районов, шёл обмен опытом. Надо сказать, что во всех районах работа ведётся. Но с Вашей помощью она будет более эффективной.

  1. Опытом своей работы можно делиться в средствах массовой информации. На сайтах, в интернете. Изучать опыт других учителей. В газетах, которые издаются при храмах.

Следующее направление РМО

  1. Внеклассные мероприятии

В школах учителя проводят мероприятия, посвящённые православным праздника, внутришкольные Чтения (Кирилло-Мефодиевские, Рождественские и др.) Районные и областные чтения. У нас в районе в этом году будут проходить 5-е Кирилло-Мефодиевские чтения. Можно провести и др. Что можно посоветовать Вам? В районе есть Центр Детского творчества. Встретиться с руководителем, посоветовать включить в план работы и помочь им провести районные Чтения (Положение о районных Кирилло-Мефодиевских Чтениях мы Вам дали).

  1. Паломническо-просветительская работа

Приобщение к духовно-нравственным ценностям учителей, учащихся и их родителей начинается с паломническо-просветительских поездок по святым местам Самарской области и за её пределы. В план работы методического объединения предложите внести это мероприятие, посоветуйтесь с учителями. Я, думаю, они будут только за. Но организация поездки будет на Вас. Наши учителя посетили не только святые места Самарской области, но и побывали в Дивеево, Санаксарах, Пскове, а в этом году 40 человек педагогов, воспитателей детских садов Красноармейского, Пестравского районов, г.Чапаевска, Кинеля, Самары проехали по Золотому Кольцу, в течение 10 дней посещая святые места. В этом заслуга только отца Андрея.

  1. Мониторинговое исследование

Вся работа нашего РМО выложена на нашем сайте. Вы можете использовать

Сегодня я Вам постаралась рассказать об основных направлениях работы РМО учителей Основ религиозных культур и светской этики и дать Вам совет.

Если Вы захотите иметь полную картину о педагогах, преподающих ОПК и ОРКСЭ и учащихся, мы Вам разработали формы (показать и рассказать). Эти данные Вы получите в отделе образования у специалиста ресурсного центра. Они будут у Вас.

И в заключении дам последний совет. Когда Вы окунётесь в эту работу, Вы придёте к выводу, что одному никогда не справиться. Идите к начальнику отдела образования и скажите: «Помогите мне подобрать помощника, так как одному мне не справиться». Я желаю Вам помощи Божьей в этом нелёгком деле, я уверена, что с помощью Божьей у нас всё получится.

(111)